Всё чаще слышу от коллег о том, что разного рода юристы и консультанты активно предлагают и продают клиникам вот такие документы:
1. Оферту на оказание платных медицинских услуг для размещения на сайте2. Какую-то особую форму дистанционного договора на оказание платных медицинских услуг.При этом они говорят, что оферта полностью заменяет бумажную форму договора по новым правилам, что подписывать с пациентом в клинике классический договор не нужно - разместил на сайте оферту и готово. Но не всё так просто, как утверждают любители легких решений.
По причине заблуждений или из-за недостаточного изучения этого вопроса множество частных клиник после 1 сентября 2023г. просто разместили на своих сайтах "оферту", не подписывают бумажные договоры и считают, что таким образом они заключают договор с пациентом дистанционно, выполняют требования новых правил оказания платных медицинских услуг.
Сразу спойлер – ни классической публичной оферты, ни её особого текста для сайта, ни специальной формы дистанционного договора в медицине НЕ СУЩЕСТВУЕТ, это всё введение в заблуждение! А для заключения договора в медицине дистанционно недостаточно просто разместить оферту на сайте клиники. И теперь, как положено в юриспруденции, пояснение со ссылками на нормативные акты по каждому пункту моего утверждения - как же действительно правильно заключить договор с пациентом дистанционно и что для этого нужно сделать по закону.
Итак,
оферта (оно же публичная оферта) с точки зрения закона (статья 435 ГК РФ) – это адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Публичная оферта адресована всем и каждому, кто ее увидел и захотел принять. При этом, согласно п.1 статьи 433 ГК РФ, Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Акцепт оферты - ответ лица, которому адресована оферта, о её принятии.
Акцепт — это согласие на оплату. А теперь простыми словами на примере. В широком смысле «
акцепт» означает согласие гражданина или компании на заключение договора. Самый простой пример акцепта – покупка товара или услуги в интернет-магазине. Вы зашли на сайт фитнесс-клуба и увидели там предложение о продаже абонемента на занятия по фитнессу, рядом размещен ценник – 5.000 рублей за 10 занятий. Вы согласны с этим предложением и производите на сайте его оплату. Все, это и есть
акцепт. Вы согласились заключить договор купли-продажи услуг по цене, предложенной компанией. И так оферта работает везде – в магазине при покупке хлеба или в интернет-магазине, одинаково. Но в медицине это так не работает, и вот почему.
Вступившее в силу
Постановление № 736 от 11 мая 2023г. «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» в разделе VI четко указывает, как именно заключается договор на оказание платных МЕДИЦИНСКИХ услуг в дистанционной форме.
Вот его текст дословно:
VI. Особенности оказания медицинских услуг (выполнения работ) при заключении договора дистанционным способом 42. Договор может быть заключен посредством использования сети "Интернет" (при наличии у исполнителя сайта) на основании ознакомления потребителя и (или) заказчика с предложенным исполнителем описанием медицинской услуги (дистанционный способ заключения договора).
43. При заключении договора дистанционным способом потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомиться со следующей информацией:
а) наименование (фирменное наименование) медицинской организации либо фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) основной государственный регистрационный номер исполнителя;
в) номера телефонов и режим работы исполнителя;
г) идентификационный номер налогоплательщика;
д) информация об оказываемой услуге (выполняемой работе), предусмотренная статьей 10 Закона РФ "О защите прав потребителей";
е) способы оплаты услуги (работы);
ж) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер лицензии, сроки ее действия, а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию);
з) адреса, в том числе адреса электронной почты, по которым принимаются обращения (жалобы) и требования потребителей и (или) заказчиков.
44. Указанная в пункте 43 настоящих Правил информация или ссылка на нее размещается на главной странице сайта исполнителя в сети "Интернет" (при наличии у исполнителя такого сайта).
45. Договор с потребителем и (или) заказчиком считается заключенным со дня оформления потребителем и (или) заказчиком соответствующего согласия (акцепта), в том числе путем совершения действий по выполнению условий договора, включая внесение частично или полностью оплаты по договору с учетом положений статей 161 и 37 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Со дня получения согласия (акцепта) и осуществления потребителем и (или) заказчиком частичной или полной оплаты по нему все условия договора остаются неизменными и не должны корректироваться исполнителем без согласия потребителя и (или) заказчика.
46. При заключении договора исполнитель представляет потребителю и (или) заказчику подтверждение заключения такого договора. Указанное подтверждение должно содержать
номер договора или иной способ идентификации договора, который позволяет потребителю и (или) заказчику получить информацию о заключенном договоре и его условиях.
Т.е. без оправки подтверждения пациенту договор не заключен и оферта не может считаться акцептированной. По требованию потребителя и (или) заказчика
исполнителем направляется потребителю и (или) заказчику экземпляр заключенного договора (выписки из него),
подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица исполнителя.
47. Идентификация потребителя и (или) заказчика в целях заключения и (или) исполнения договора, заключенного дистанционным способом, может осуществляться
в том числе с помощью федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Согласие (акцепт) должно быть подписано электронной подписью потребителя и (или) заказчика (простой, усиленной неквалифицированной или усиленной квалифицированной) и усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица исполнителя.
Важно! Это и есть главное отличие способа заключения дистанционного договора в медицине от классической оферты, для акцепта которой не нужны никаких ЭЦП. Без ЭЦП подписей сторон договор не считается заключенным!Ключевым в этом тексте является способ акцептирования условий договора – его подписание пациентом с помощью
простой, усиленной неквалифицированной или усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 47 Правил). А со стороны клиники - именно усиленной квалифицированной электронной подписью. Только тогда договор считается заключенным по закону. И это сильно отличается от простой покупки товара или услуги в интернет-магазине, где вы просто клинкете на кнопку «купить» и проводите оплату.
Как считаете, коллеги, похоже это на оферту в нашем её понимании? Нет, совершенно не похоже!
В медицине нужно
фактически подписать договор с обеих сторон, причем именно указанным в Правилах способом с ЭЦП, а потом еще уведомить пациента об этом и прислать ему номер договора или полностью экземпляр. Именно поэтому способ «разместил договор, прочитал, согласился и лечишься» здесь неприемлем – его запрещает закон.
Именно в этом и есть главное отличие от классической оферты – её НЕ НУЖНО ПОДПИСЫВАТЬ!
А дистанционный договор с пациентом подписывать НУЖНО, да еще и при помощи ЭЦП. Да, договор с 1 сентября 2023 года можно заключить дистанционно. Но для этого нужно обязательно соблюсти ВСЕ требования новых Правил, а не только их часть в виде размещения договора на сайте в виде оферты.
Задумайтесь, как именно вы лично обеспечите в своей клинике подписание договора пациентом с помощью электронной подписи и ответное его подписание клиникой усиленной ЭЦП, отправку пациенту номера договора или самого договора, подписанного усиленной ЭЦП? У вас есть такая техническая возможность, ваша МИС так умеет? Если нет – вы не заключили договор дистанционно, потому что не соблюли требования Правил, договор считается не подписанным.
И если кто-то вам продает «текст оферты для дистанционного договора на оказания платных медицинских услуг» и говорит, что размещение его на сайте и последующая оплата пациентами услуг клиники и означает акцепт, знайте – это не так! Без вышеуказанных действий по его подписанию сторонами электронными подписями, без уведомления пациента о номере договора для его идентификации он будет не подписан, НЕДЕЙСТВИТЕЛЕН! Никакого акцепта оферты в этом случае не возникнет.
К чему это приведёт? В случае жалоб, претензий или судебного иска со стороны пациента вдруг окажется, что договор с ним не заключался. Заведомо плохая и проигрышная ситуация для клиники. Плюс при таком подходе еще и Роспотребнадзор при проверке обязательно это увидит и оштрафует за несоблюдение порядка дистанционного заключения договора согласно Правилам оказания платных медицинских услуг.
Главный вывод: текст вашего договора с описанными условиями дистанционного заключения, размещенный на сайте – это и есть ваша оферта! И в него ничего не нужно дополнительно вносить. Никакого специального формата текста оферты для сайта не существует. Договор точно такой же, как бумажный в клинике. Как теперь видно, заключение договора с пациентом дистанционно очень сильно отличается от сделки с классической публичной офертой. Просто прочитать и согласиться на условия договора с клиникой пациенту недостаточно. Мало разместить оферту (текст договора) – нужно ее дополнительно с обеих сторон исполнить в форме подписания ЭЦП и прочих требований. И получается, что это уже никакая не оферта, а полноценное подписание договора сторонами, просто с использованием ЭЦП.
Если вам кто-то продает оферту в медицине – спросите его, а как же быть с пунктом 46 и 47 Правил, обязывающих использовать ЭЦП? И послушайте, что ответят))) Если ваша клиника работает с ЕГИСЗ, то дистанционное заключение договора становится проще, поскольку там уже и пациент, и клиника могут использовать ресурсы ЕГИСЗ для указанного в Правилах электронного документооборота, а все пациенты при обращении через свой личный кабинет автоматически находятся в системе через свою электронную подпись, они там авторизованы.
Если в клинике есть своя МИС, которая обеспечивает регистрацию пациента в личном кабинете, обмен документами с пациентом для уведомления его о номере договора после акцепта оферты, позволяет использование со стороны клиники усиленной ЭЦП, обеспечивает электронное подписание договора ЭЦП с обеих сторон – то в этом случае также можно использовать дистанционную форму заключения договоров. А если нет - не стоит клиникам лезть в эту историю, потому что технически требования Правил по использованию ЭЦП иначе выполнить невозможно.
Теперь по второму вопросу – когда продают отдельную «форму дистанционного договора». Тут вообще все просто и понятно.
Дистанционное заключение договора – это не какая-то его новая форма или вид, а СПОСОБ заключения договора. Сам договор, его текст и условия, остаются ОДИНАКОВЫМИ как при очной форме подписания, так и при дистанционной.
Именно поэтому никакой особой, специальной «дистанционной» формы договора на медицинские услуги не существует – договор всегда один и тот же для пациентов, на сайте такой же, как в клинике и в уголке потребителя.
Единственное отличие от обычного письменного договора такое: если в клинике вы технически можете соблюсти все требования новых Правил оказания платных медицинских услуг и принимаете решение заключать договоры дистанционно, то в тексте договора должны быть изложены условия такого способа заключения.
Какие это условия? Да это просто текст раздела VI правил оказания платных медицинских услуг, который я опубликовал выше, скопировал-вставил. Вот и все отличия от вашего обычного письменного договора без дистанционного способа заключения. Других просто нет.
Напомню, что заключение договора дистанционным способом – это
право, а не обязанность клиники. И если руководство не хочет (или не может обеспечить технические требования с электронными подписями) для дистанционного способа заключения договора, то продолжит работать как обычно с очным его подписанием в клинике. И абзац о дистанционном способе в текст договора вносить не нужно, если вы этим способом пользоваться не планируете.
Заставить, принудить клинику заключить договор дистанционно ни пациент, ни надзорный орган не могут.
Мы проанализировали подробно все нюансы и затраты как времени, так и денег на техническое обеспечение дистанционного заключения договора по новым правилам без использования клиниками ЕГИСЗ, и пришли к однозначному мнению, что в этой редакции Правил клинике это просто слишком сложно и рискованно.
Создавать программу именно под дистанционные договоры – нецелесообразно с точки зрения затрат времени и денег. Преимущество "минус одна бумажка" не стоит таких затрат. Тем более ИДС, планы лечения, акты все равно нужно будет подписывать с пациентом лично.
Рисков «человеческого фактора» слишком много: пациент не подписал договор своей ЭЦП и персонал не заметил, не подписала его ЭЦП клиника, админ не отправил пациенту номер договора и тд – и все, договор не заключен. Ваша МИС должна четко "видеть" и показывать персоналу, каким способом пациент заключил договор - бумажным или дистанционным, чтобы сотрудники не путались и не искали бумажки, когда их просто нет.
Нужны вам такие риски или нет – решайте сами. Трудозатраты для обычной клиники без ЕГИСЗ или очень продвинутой МИС получаются даже больше, чем при классическом очном подписании договора.
Вот если бы в новых Правилах был прописан классический акцепт оферты (как при покупке товаров) без требований об ЭЦП и уведомлении пациентов о заключении договора, тогда было бы отлично – но пока это не так. Ждем и надеемся на редакцию Правил, где будет примерно так: пациент договор на сайте прочитал, принял-согласился, услугу оплатил – вот тогда будет классическая оферта и всем нам большая радость. Но пока это лишь мечты, а реальность совсем другая.
Коллеги, я двумя руками «ЗА» цифровизацию и уход от бумажных носителей в пользу электронного документооборота. Но, как и в случае с электронными медицинскими картами (можете посмотреть на эту тему мой вебинар по этой
ССЫЛКЕ) практическая реализация оказывается не соответствующей главным целям этих нововведений – упрощение и удешевление. Наоборот, все получается дороже и сложнее. Надеюсь, что это со временем будет исправлено.
Хотите получить профессионально составленные договоры на оказание платных медицинских услуг с пациентами (с физлицом, с несовершеннолетним, с участием заказчика, анонимный) по новым Правилам с 1 сентября 2023 года, в том числе с возможностью заключения договора дистанционно – переходите по этой
ССЫЛКЕ.
С уважением,
эксперт по медицинскому праву,
Доктор Владислав Аносов.