Verification: 13ff1d3982dfe8ee
Шаблоны идеального заполнения стоматологических карт по терапии, хирургии и ортопедии
 

Профилактический визит в клинику как альтернатива плановой проверке. Риск и польза.

После принятия нового Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) и введения моратория на плановые проверки появился новый вид надзорного мероприятия - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ВИЗИТ.

- Что это такое?
- В чем отличие от проверки?
- Кто и как его проводит?
- Какие сроки уведомления клиники?
- Это обязательно или можно отказаться?
- Нужно ли исполнять полученные от инспектора рекомендации и отчитываться по ним?
- Что будет клинике по результатам его проведения?
- Могут ли оштрафовать или приостановить деятельность при выявлении нарушений?

Давайте рассмотрим формулировки закона по данному виду проверок, а потом сделаем выводы.

Привожу статью Закона дословно:

Статья 52. Профилактический визит

1. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

2. В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 настоящего Федерального закона.

3. В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.

4. Проведение обязательных профилактических визитов должно быть предусмотрено в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

5. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.

6. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

7. Порядок и сроки проведения обязательного профилактического визита устанавливаются положением о виде контроля. Контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.

8. При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

9. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

А теперь обсудим подробно с выводами:

1. Медицина как лицензируемый вид деятельности относится к сфере, для которой применяются профилактические визиты.

2. Профилактический визит НЕ ОТМЕНЯЕТ плановую или внеплановую проверку, если ее предмет не подпадает под мораторий.

3. Профилактический визит

4. В рамках его проведения инспектор может (но не обязан) консультировать проверяемого по поставленным вопросам. Письменное оформление консультаций не предусмотрено.

5. После проведения профилактического визита на основе полученных данных может быть изменена категория риска (в любую сторону). Уведомить могут в том числе по телефону, по электронной почте, письмом и т.д.

7. ВАЖНО! Клиника может отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения. Никаких санкций за отказ НЕ БУДЕТ. Заставить насильно принять профилактический визит тоже нельзя. По срокам - уведомили за 5 дней, у вас есть 2 дня на принятие решения. Отсутствие отказа ОЗНАЧАЕТ СОГЛАСИЕ. Если приняли решение отказаться - не пропустите срок - за 3 дня до назначенной даты визита.

8. Не удивляйтесь подобным письмам с предложениями визитов - их будут отправлять рано или поздно всем клиникам.

9. Полученные рекомендации инспектора можно не соблюдать, проверять их исполнение не будут. По результатам проведения профилактического визита клинику НЕ МОГУТ наказать, закрыть, оштрафовать, какое бы нарушение не выявили. НО...

10. Но если в процессе профилактического визита инспектор решит, что
выявленные нарушения представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда здоровью пациентов, он немедленно направит эту информацию своему начальству, которое на ее основе примет решение о назначении ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ, в ходе проведения которой уже будут и штрафы, и приостановка деятельности, и прочие неприятности.
Квалифицировать степень угрозы будет сам инспектор, поэтому вам будет сложно догадаться, что может послужить причиной назначения такой проверки - нарушение санитарных норм, мед.отходы, СИЗ, хранение лекарств, состав аптечек и т.д. Это решает инспектор. И о них вам объявят уже в рамках внеплановой проверки. Так себе перспектива, согласны?

Формально цель таких визитов очень благородная - консультирование клиник по применению норм закона и профилактика нарушений. Однако практика у наших коллег показывает, что основная цель надзорных органов не изменилась и действует прежняя схема: проверить, выявить, наказать. Куда ведет дорога, выстланная благими намерениями, все знают.
Есть случаи, когда инспекторы действительно помогали клиникам выявить и устранить нарушения, отвечали на вопросы и не приходили потом с проверками.
Да, могут и ничего не найти, если у вас идеальная клиника. А могут и найти, или предположить, что нашли. Это как казино, в котором ставка может не сыграть вам на пользу.
Хотите получить консультацию по своим вопросам у ведомства - так воспользуйтесь статьей 50 данного Закона и получите информацию в ходе консультации с инспектором без всяких профилактических визитов в любое время, когда это требуется. Консультация - это профилактический визит и точно не повлечет риска внеплановой проверки.
Во время действия моратория для надзорного ведомства получить сборы в форме штрафов посредством назначения внеплановой проверки по результатам информации в ходе профилактического визита - отличный способ пополнить бюджет и проверить как можно больше клиник.

Именно поэтому я рекомендую Вам, коллеги, очень хорошо подумать - стоит ли именно в вашем случае соглашаться на проведение в клинике профилактического визита или лучше использовать свое право на законный отказ от него.

Законодательство в плане давления на бизнес действительно улучшается. Но я советую всем относиться к этим нововведениям с умом, заранее взвесив все плюсы и минусы, оценив свои риски - и только потом принимать решение.

С уважением,
ваш защитник, эксперт по медицинскому праву,
врач и юрист,
Владислав Аносов.


Остались вопросы?
Пишите: vladanosov@gmail.com
Звоните: +7(960)475-40-40
Свяжитесь с нами сейчас
Свяжитесь с нами сейчас
Telegram
WhatsApp
Viber
Messenger
Skype
Mail
Phone
Made on
Tilda