Налоговый вычет за лечение - это социальная гарантия государства каждому пациенту, который получал медицинские услуги за плату. Он позволяет вернуть 13% от суммы 150 тысяч рублей по колу 1 (все виды лечения) и 13% от любой суммы по коду 2 (дорогостоящее лечение в соответствии с перечнем, утвержденным законодательно).
Пациенты все более активно пользуются своим правом на вычет и в большинстве случаев просят оформлять такие справки.
Для клиники это обязанность - отказать в оформлении справки нельзя. Но при этом есть определенные правила выдачи. Кроме самой формы справки (старая форма за лечение до 2024 года и новая - за лечения с 1 января 2024 года) есть еще определенные законом требования.
Первое: Справка выдается ТОЛЬКО СТОРОНЕ ДОГОВОРА.
Это значит, что получить ее может только тот человек, который вписан в договор как пациент.
Если оформлялся трехсторонний договор с участием заказчика (кто оплачивает медицинские услуги) и пациента (кто получает медицинские услуги), то справка выдается только тому, кто платил - заказчику. Пациент на нее права претендовать не имеет, поскольку не понес расходов на лечение.
Второе:Бывает, что договор двусторонний, а по факту за пациента наличными или со своей карты платит другой человек, но в договоре он как заказчик не прописан. В этом случае справку может получить только ПАЦИЕНТ. Выдать справку человеку, который не является стороной договора, нельзя (за исключением супругов).
Третье:Иногда пациенты просят выдать справку не на себя, а на родственника или третье лицо - мол, у него официальная работа и он может получить вычет, так как платит НДФЛ. Это тоже запрещено - кто платит как сторона договора, на того и справка. Супруги могут оформить справку по своему выбору, поскольку по закону каждый из супругов имеет право на получение налогового вычета за лечения другого супруга или ребенка.
Четвертое:Пациент просит выдать справку на всю сумму по коду 2, хотя далеко не все услуги ему оказывались из перечня дорогостоящего лечения. Некоторые клиники выдают в надежде, что налоговая же не узнает, что именно пациенту делали. А зря. Все чаще и чаще ФНС запрашивает у клиник уточнения по оказанным услугам, получая заявления на вычет с такими справками. Просит доказать, что действительно услуги оказаны из перечня и пациенту положен вычет со всей суммы. Запрашивает карту и план лечения, акты. Если доказать не получится - наступает ответственность.
Коллеги, помните - за любые милые действия по переделыванию договоров на другого человека, за выдачу справок тем, кто их получать не имеет права по закону, за манипуляции с кодами 1 или 2, ответственность несет КЛИНИКА. Хотя с этого вычета клиника не получает вообще ничего, это личные деньги пациента.
Я никогда не понимал, зачем некоторые клиники идут на такой риск.
Пятое:Банальные человеческие ошибки при выдаче справок, без какого-либо умысла.
Например, неправильно указали завышенную сумму. Или просто перепутали коды 1 и 2. Всякое бывает, люди ошибаются.
Теперь про ответственность.В налоговом кодексе РФ за предоставление недостоверных сведений о фактических произведенных налогоплательщиком расходах за оказанные услуги есть отдельная статья -
126.3.Она звучит так:
НК РФ Статья 126.3. Представление организациями (индивидуальными предпринимателями) налоговому органу недостоверных сведений для целей получения налогоплательщиками социальных налоговых вычетов в упрощенном порядке.
1. Представление организациями и индивидуальными предпринимателями налоговому органу недостоверных сведений о фактических произведенных налогоплательщиком расходах за оказанные услуги, в рамках процедуры получения налогоплательщиком социальных налоговых вычетов
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы налога, неправомерно полученного налогоплательщиком в связи с предоставлением социального налогового вычета в упрощенном порядке на основании представленных организациями и индивидуальными предпринимателями недостоверных сведений.
Т.е. при осознанном подлоге или неосознанной ошибке
штраф для клиники составит 20% от полученной пациентом суммы налогового вычета.
А еще такая клиника сразу попадет под пристальное внимание ФНС и ее будут гораздо более тщательно мониторить как по вычетам, так и по другим критериям соблюдения налогового законодательства.
Поэтому НИКОГДА не соглашайтесь на просьбы пациентов что-то поделать с договорами и справками. По закону родственники могут получать вычет друг за друга - пусть этим занимаются сами пациенты. Задача клиники - выдать справку стороне договора по кодам, соответствующим оказанным услугам на точную сумму оплаченных услуг. Всё. Других обязательств у клиники по этому вопросу нет.
Что же делать, если случайно ошиблись и поняли это, а справка уже была выдана? И вычет пациент уже получил.
Вот тут закон имеет очень правильную позицию, позволяя клинике самостоятельно и без штрафа исправить ошибку. Об этом идет речь в части 2 статьи 126.3:
2. Организации и индивидуальные предприниматели
освобождаются от ответственности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, в случае, если ими
самостоятельно выявлены ошибки и уточненные документы представлены налоговому органу до момента, когда соответствующие организации и индивидуальные предприниматели узнали об обнаружении налоговым органом недостоверности представленных сведений.
Если сами нашли ошибку, но ее еще не нашла налоговая - пишем в ФНС в свободной форме заявление об этом, прикладываем справку, скорректированную с учетом исправления ошибочных сведений и отправляем. И всё. Клинике ничего за это не будет, никаких штрафов не наложат.
А полученный пациентом избыточный вычет ФНС у него заберет назад, не сомневайтесь.
В нашей работе и без того достаточно рисков. Не берите на себя еще один, тем более, что это не оплачивается.
Статьи по теме:Что входит в код 2 справки для получения налогового вычета в стоматологии?Налоговый вычет за лечение: самая важная информация.С уважением, юрист-эксперт по медицинскому праву,доктор Владислав Аносов.