Verification: 13ff1d3982dfe8ee
Шаблоны идеального заполнения стоматологических карт по терапии, хирургии и ортопедии
 
Свяжитесь с нами сейчас
Свяжитесь с нами сейчас
Telegram
WhatsApp
Viber
Messenger
Skype
Mail
Phone

Как правильно оформлять
АКТ ВЫПОЛНЕННЫХ УСЛУГ
в клинике?

Форма акта выполненных услуг законодательно не утверждена. Поэтому клиника может использовать любу форму, главное в ней - содержание и все необходимые условия и реквизиты для данного документа.

Поскольку акт выполненных услуг является первичным отчетным документом для бухгалтерии, то при его оформлении учитываются общие требования, предъявляемые НК РФ и Законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к первичным учетным документам.

Часть 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ указывает список обязательных реквизитов акта выполненных услуг:

- наименование документа;

- дата составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание факта хозяйственной жизни;

- измерители хозяйственной операции в натуральном или денежном выражении с указанием единиц измерения;

- наименование должностей работников, ответственных за совершение хозяйственной операции и ее оформления, и их личные подписи.

Если в акте отсутствует хотя бы один из вышеуказанных реквизитов, то юридически он оформлен неправильно и считается недействительным.

В акте должен быть указано договор (его номер и дата заключения), в соответствии с которым составлен данный акт.

Какие еще реквизиты должен содержать акт выполненных услуг?

Поскольку акт относится к первичным документам учета, то полные реквизиты сторон те же, что и в договоре, на который ссылается этот акт.
Помните, что акт - это не приложение к договору, а самостоятельный первичный учетный документ.

Часто подписание акта выполненных услуг является обязательством для их оплаты. Отсутствие акта нередко создает ситуацию, когда исполнителю приходится иными способами доказывать факт оказания услуг и обязанность пациента их оплатить В случае наличия подписанного акта доказывать уже ничего не надо - это прекрасно делает акт.

Вот почему я всем рекомендую обязательно составлять и подписывать с пациентами акты, хоть закон и не обязывает это делать.

Кроме сроков и обязанности оплат услуг акт выполняет еще одну очень важную функцию - доказывает субъективную удовлетворенность пациента полученным результатом. Это очень важно в эстетической медицине, когда качество оказанных медицинских услуг измеряется не только правильным выполнением порядков, стандартов и клинических рекомендаций, но и личной удовлетворенностью пациента, который получал медицинские услуги с эстетическим компонентом (например, протезирование зубов, пластическая хирургия). Указание в акте факта, что пациент на момент подписания доволен полученным эстетическим результатом, снимает с клиники возможность это оспорить в будущем.

Главная задача акта выполненных услуг - документально подтвердить, что Исполнитель выполнил свои обязательства перед Пациентом (Заказчиком). В акте указывается, что все заказанные услуги были выполнены качественно и в установленный срок, что пациент результатом удовлетворен.

Даже если срок оказания услуг по договору был нарушен, то подписание пациентом акта выполненных услуг защитит клинику, потому что пациент фактически принял оказанные услуги (основание – ФЗ « О защите прав потребителей», статья 28, пункт 4: При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).

А без подписанного акта при нарушении сроков оказания услуг по договору (в медицине это очень болезненная тема, поскольку угадать, сколько продлится лечение, порой очень сложно), пациент имеет право претендовать на неустойку (пункт 5 статьи 28 ЗЗПП) по договору в размере 3% в день(!!!)

Кроме обязательных по закону пунктов клиника может указать в акте об оказании платных медицинских услуг любую другую информацию, которая отражает параметры оказанной услуги и уточняет правила обращения с ней. Это могут быть гарантийные обязательства, сроки службы, условия обсаживания и т.п.

Что делать, если пациент не хочет подписывать акт, ссылаясь на какие-либо недостатки оказанных медицинских услуг?

Здесь можно использовать право пациента подписать акт с указанием в нем недостатков (если они объективно присутствуют), а также сроков их устранения.

Указание недостатков в акте регламентировано пунктом 2 ст. 720 ГК РФ. Пр возможных дальнейших спорах по качеству услуг пациент может ссылаться на имевшиеся до подписания акта недостатки только в том случае, если они были сразу указаны в акте.

Когда пациент должен подписать акт?

В целом законом не установлена обязанность оформления акта выполненных услуг в обязательном порядке. Но такая обязанность сторон может быть прописана в договоре платных медицинских услуг клиники. Делать такую обязанность или нет – решает руководитель клиники.

Если вводить такую обязанность в текст договора, то срок подписания акта об оказании услуг должен быть установлен сторонами договора в соответствии со статьями 190–194 ГК РФ. Дата подписания Акта приемки оказанных услуг. Если обязанность подписания акта в договоре присутствует, а срок подписания не указан и акт фактически не оформлен, то акт должен быть подписан в течение 7 дней со дня предъявления одной из сторон соответствующего требования в соответствии со статьей 314 ГК РФ. Т.е. любая сторона договора может направить письменное требование об оформлении акта выполненных услуг в любой момент после ее оказания. В этом случае если второй стороной не будут указаны мотивированные причины отказа от подписания акта (нарушение сроков или недостатки при оказании услуг), то по прошествии 7 дней акт будет считаться подписанным.

Можно ли оформить акт выполненных услуг электронно?

Да, можно – закон дает такую возможность. Обязательное условие – подписание всеми сторонами акта электронной подписью.


С уважением, эксперт по медицинскому праву, руководитель "Центра Защиты Врачей",
доктор Владислав Аносов.
Полезные статьи по теме:
Прочтите материалы по данной тематике аудита медицинской документации и правила оформления амбулаторной карты пациента
Made on
Tilda