В конце прошлого года Верховный Суд РФ 25.10.2017г. вынес определение № 310-АД17-15068 о необходимости указания сроков оказания платных медицинских услуг в договоре.
До этого момента тема сроков оказания услуг в договоре была неоднозначной, дискутабельной, и каждая сторона трактовала требования, указанные в ПП №1006, по-своему.
В целом, всем понятно, что заранее предугадать, как и когда будет закончено лечение, просто физически невозможно. На это в медицине влияют слишком много факторов – от режима посещения пациентом клиники до состояния его здоровья, наличия врЕменных противопоказаний и до отсутствия врача либо технической возможности у клиники.
Но ВС РФ своим определением все расставил по местам. В нем сказано, что информация о сроках оказания медицинских услуг ОДНОЗНАЧНО должна присутствовать в договоре.
Верховный Суд также указал на очень важный аспект: нужно отличать понятия срока действия договора, срока лечения и срока оказания услуг. И это действительно юридически разные понятия.
Давайте разберемся подробнее.
Срок действия договора – это период, в течение которого клиника и пациент имеют взаимные интересы и обязательства по сотрудничеству в области платных медицинских услуг согласно условиям подписанного сторонами договора. Причем в этот период может вообще не проводиться никаких лечебных мероприятий, но договор тем не менее будет действовать.
Срок лечения – это период, в течение которого предполагается достигнуть запланированного результата путем проведения комплекса лечебно-диагностических манипуляций, совокупности медицинских слуг, необходимых для решения конкретных проблем со здоровьем конкретного пациента.
Срок оказания услуги – это период, за который данная конкретная услуга должна быть оказана. Причем, он складывается из периода ожидания этой услуги (медицинские показания, график визитов и т.п.) и непосредственно времени, когда эта услуга оказывается.
Период ожидания услуги – это часть общего срока лечения пациента. А срок оказания самой услуги – это время, необходимое врачу на ее фактическое воплощение в жизнь. Например, на лечение кариеса эмали мы выделяем конкретное время – примерно 2 часа на визит пациента. По сути, это средний срок проведения конкретного медицинского вмешательства. Не всего лечения, а именно конкретной процедуры. При этом законом не запрещено указывать ПРИМЕРНЫЕ сроки оказания услуг, а также изменять их по объективным причинам, ранее указанным в договоре или при наличии возможности аргументировать изменение сроков в связи с обстоятельствами, не относящиеся к сфере ответственности исполнителя (клиники).
Следует отметить, что для платной стоматологии не существует законодательного документа, который указывал бы на какие-либо утвержденные сроки оказания услуг (кроме лечения по ОМС, где работают свои правила). Это значит, что каждая клиника может определить их для себя самостоятельно. И контролирующие органы не вправе обсуждать эти сроки, достаточно того, чтобы они содержались в договоре на оказание платных медицинских услуги и были при этом разумными. По под разумностью следует понимать, что не стоит указывать срок лечения кариеса эмали равным 2 месяцам, и т.д. Сроки следует устанавливать, исходя их средних практических сроков оказания услуг, в некоторым запасом для подстраховки.
Теперь о том, как соблюсти требования ПП №1006 и постановления ВС РФ № 310-АД17-15068 о наличии в договоре на оказание платных медицинских услуг конкретных сроков их оказания.
В постановлении ВС РФ сказано, что сроки оказания медицинских услуг могут быть включены в договор двумя способами:
Путем прямого указания таких сроков в договоре Путем указания в договоре пунктов и положений, которые ссылаются на иные документы, содержащие сведения о таких сроках оказания медицинских услуг. При этом такие документы не обязательно должны быть приложением к договору. Т.е. ВС РФ не только разграничил понятия о сроках оказания медицинских услуг, но и фактичеки РАЗРЕШИЛ указывать эти сроки в других документах, на которые ссылается текст договора.
Такими документами могут быть:
План лечения Положение о сроках оказания медицинских услуг в клинике, размещенное на информационном стенде в холле и на сайте Спецификация по конкретному виду медицинских услуг и т.д. В случае применения в договоре отсылочных норм на положения, в которых размещены сроки оказания медицинских слуг, следует в обязательном порядке позаботиться о том, чтобы пациент был с ними ознакомлен, и чтобы клиника в любой момент могла доказать факт ознакомления.
Так, если отсылочная норма указывает на план лечения, то этот план должен быть в обязательном порядке подписан пациентом.
В случае, если информация о сроках оказания медицинских услуг содержится в «Положении о сроках оказания медицинских услуг в клинике», то в договоре должна быть фраза типа «до подписания настоящего Договора пациент ознакомился с «Положением о сроках оказания медицинских услуг в клинике» и согласен с ним. Такое Положение должно содержать информацию о сроках оказания ВСЕХ платных медицинских услуг, указанных в прейскуранте клиники, и должно быть утверждено соответствующим приказом руководителя.
Убедительно прошу всех руководителей клиник с целью профилактики штрафов и соблюдения требований законодательства об указании сроков медицинских услуг согласно ПП РФ №1006 и разъяснительными пунктами определения ВС РФ № 310-АД17-15068 внести в свои договоры на оказание платных медицинских услуг соответствующие изменения и дополнения, если ранее их там не было.
С уважением,
руководитель «Центра Защиты Врачей»,
эксперт по медицинскому праву,
доктор Владислав Аносов